Влияние системы страхования вкладов на инвестиционное поведение населения

Страница 6

Говоря о третьем направлении – раннем информировании Агентства по страхованию вкладов о потенциальных страховых случаях – следует подчеркнуть, что этот принцип также основывается на его многолетнем успешном применении в зарубежных системах страхования депозитов. Так, например, в США, стандартом является информирование надзорным органом Федеральной корпорации по страхованию депозитов о предполагаемом закрытии банка за 90 дней до этого. Заблаговременное получение страховщиком депозитов информации о предполагаемом отзыве лицензии у банка позволяет обеспечить качественную и планомерную подготовку к осуществлению страховых выплат вкладчикам, эффективное управление ресурсами страховщика вкладов – финансовыми, кадровыми, техническими и др., раннее начало выработки и принятия мер по реструктуризации проблемного банка, что, в целом, способствует рационализации затрат системы страхования вкладов.

Четвертое направление повышения эффективности нашей системы – создание механизма правовой защиты работников, занятых урегулированием несостоятельности банков – ликвидацией нежизнеспособных банков и реструктуризацией проблемных, но важных с точки зрения удовлетворения потребностей общества в банковских услугах. Это касается не только работников Агентства по страхованию вкладов, но и Банка России, а также других государственных ведомств, работникам которых вменяется в обязанности кризисное управление предприятиями и организациями, чья деятельность отвечает национальным интересам (например, Банка развития, которому фактически поручено проведение реструктуризации «Связь-банка»).

Важное направление развития российской системы страхования вкладов – введение дифференцированной системы взносов, уплачиваемых банками в фонд страхования вкладов. Существующая у нас единая шкала взносов, хотя и оправдана на первоначальном этапе становления системы страхования вкладов, имеет определенный элемент несправедливости – и наиболее надежные банки, не подвергающие систему страхования вкладов значительному риску понесения потерь, и слабые банки, ведущие неоправданно рискованную политику, платят одинаково, что провоцирует банки к менее ответственному поведению на рынке. Пока переход к такой системе в России, возможно, преждевременен – необходимо сначала добиться представления банками достоверной информации, позволяющий оценивать реальные риски их деятельности, разработать критерии, с помощью которых будет осуществляться оценка рисков системы страхования вкладов, ассоциирующихся с каждым конкретным банком, а также согласовать их с Банком России как надзорным органом (чтобы обеспечить синергию в достижении целей государственной политики) и с банковским сообществом, которое должно подтвердить обоснованность применяемой методологии ранжирования банков по уровням рисков. Все это потребует значительных усилий и времени, как минимум, два-три года. Но начинать работу нужно уже сегодня – благо, что успешный опыт функционирования таких систем достаточно обширен, и количество стран, применяющих такую систему взносов постоянно растет. В числе последних примеров можно назвать Казахстан и Малайзию, внедрившие системы дифференцированных взносов в 2007 – 2008 годах, а также США и Турцию, недавно кардинально изменившие действовавшие в них ранее методы оценки рисков для целей взимания взносов с банков.

В условиях последствий мирового кризиса необходимо повысить эффективность функционирования системы депозитного страхования и, как следствие, повысить уровень доверие к банковской системе страны. Для достижения этих целей необходимо осуществить ряд мероприятий:

- повысить предельный размер возмещения по вкладам;

- установить дифференцированные ставки взносов банков в фонд страхования, учитывающие рискованность проводимой политики и операций, а также сохранить базовую ставку на существующем уровне (в 2007 г. этот показатель был снижен с 0,15 до 0,13% от суммы привлеченных средств, а затем уменьшен до 0,1%);

- перейти к постепенному распространению системы страхования на депозиты юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и общественных организаций, а также на средства, размещаемые в пенсионных и инвестиционных фондах;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Главное на сайте

Фонды и фондовый рынок

По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.

Ипотечное кредитование

В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.

Управление рисками в банке

Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, т.к. во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банка, а неудачам в кредитовании сопутствует разорение и банкротство. >>>

Эмиссионная функция Банка России

Эмиссионные операции - это операции по выпуску и изъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – это установлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и металлической монеты. >>>

Виды, формы и функции кредита

Любая система хозяйствования при решении организационно-экономических задач требует привлечения внешних финансовых ресурсов. Все программы реформирования, в конечном итоге, предполагают использование банковского кредита. >>>