Общая характеристика банковской системы Беларуси

Страница 1

Образование и становление банковской системы Республики Беларусь началось с момента обретения страной статуса суверенного государства. В декабре 1990 года были приняты Законы РБ «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80–90-х гг. стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

Банковская система Республики Беларусь состоит из 2 уровней:

· первый уровень образует Национальный банк РБ, выполняющий функции центрального банка страны;

· второй уровень составляют коммерческие банки (в форме акционерных обществ и унитарных предприятий, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации [1, с. 28].

Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Национальный банк подотчетен Президенту РБ, что означает:

· утверждение Президентом РБ Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

· назначение Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ;

· определение Президентом РБ аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

· утверждение Президентом РБ годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [27].

В целях осуществления контроля за деятельностью коммерческих банков Национальный банк устанавливает экономические нормативы, среди которых: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка (сумма, эквивалентная 5 млн. евро); предельный размер неденежной части уставного фонда (20% уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10% в последующие годы); минимальный размер собственных средств для действующего банка; нормативы ликвидности; нормативы достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента; максимальный размер крупных рисков; норматив валютного риска и др.

С учетом слабости и неразвитости небанковских организаций основными представителями второго уровня банковской системы Республики Беларусь являются коммерческие банки.

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

· банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;

· коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов;

· вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка, им обеспечивается возврат денежных средств;

· клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;

· банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая количественное соответствие между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

· взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Все аспекты банковской деятельности Республики Беларусь подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство РБ – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений.

Страницы: 1 2

Главное на сайте

Фонды и фондовый рынок

По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.

Ипотечное кредитование

В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.

Управление рисками в банке

Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, т.к. во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банка, а неудачам в кредитовании сопутствует разорение и банкротство. >>>

Эмиссионная функция Банка России

Эмиссионные операции - это операции по выпуску и изъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – это установлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и металлической монеты. >>>

Виды, формы и функции кредита

Любая система хозяйствования при решении организационно-экономических задач требует привлечения внешних финансовых ресурсов. Все программы реформирования, в конечном итоге, предполагают использование банковского кредита. >>>