Анализ процессов ликвидаций, реорганизаций коммерческих банков в РФ

Страница 2

За последнее время Банк России активизировал работу по совершенствованию порядка, регламентирующего сделки в форме слияний и присоединений. Предусмотрено упрощение процедур слияния и присоединения, что будет способствовать снижению материальных и трудовых затрат кредитных организаций, участвующих в реорганизации. В частности, исключены некоторые требования, которые приводили к затягиванию процедур проведения реорганизации: отменены обязательное проведение рабочего совещания представителей территориальных учреждений Банка России с представителями реорганизуемых кредитных организаций, необходимость обязательной инспекционной проверки реорганизующихся кредитных организаций и др. Общий срок рассмотрения документов Банком России сокращен:

Ø до четырех месяцев (два месяца — в территориальном учреждении Банка России и два месяца — в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме слияния (ранее — до шести месяцев);

Ø до трех месяцев (полтора месяца — в территориальном учреждении Банка России и полтора месяца — в центральном аппарате Банка России) при реорганизации в форме присоединения (ранее — до шести месяцев).

Банк России при рассмотрении вопросов о реорганизации кредитных организаций (слияние или присоединение) требует представления согласия антимонопольного органа на проведение сделки. Антимонопольный контроль позволяет установить, приведет ли сделка к доминированию вновь созданной кредитной организации на рынке банковских услуг или ограничению конкуренции.

Законодательством определен предельный размер уставного капитала для финансовых организаций для случая уведомления или получения разрешения на сделку. В зависимости от размера уставного капитала необходимо представление уведомления по окончании сделки в антимонопольные органы, если уставный капитал не превышает установленного лимита, и предварительное согласие, если в результате реорганизационных мероприятий уставный капитал будет превышать этот лимит.

В целях выявления фактов злоупотребления доминирующим положением и контроля концентрации капитала на рынке банковских услуг определяются условия для кредитных организаций, входящих в группу реорганизованных лиц. Если доля кредитной организации на федеральном рынке банковских услуг составляет менее 10% или на части территории Российской Федерации — менее 20%, то положение этой организации не считается доминирующим.

Для высококонцентрированных рынков в случае слияния и присоединения финансовых организаций применяются запретительные меры: запрещение слиянии, присоединении финансовых организации и приобретений блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставном капитале финансовых организаций.

Для умеренно концентрированных рынков определены следующие меры: разрешено проводить сделки в форме слияния, присоединения финансовых организаций и приобретения блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставных капиталах финансовых организаций при условии, что рыночный потенциал не увеличится либо не превысит среднее значение показателей для умеренно концентрированных рынков.

Для низкоконцентрированных рынков используется наблюдение за динамикой показателей концентрации рынка финансовых услуг. При усилении процесса концентрации прибегают к мерам, предусмотренным для умеренно концентрированных рынков.

Статистические данные свидетельствуют о том, что процесс реорганизации кредитных организаций в нашей стране идет достаточно вяло. Это обусловлено рядом причин. Среди причин правового характера можно выделить непроработанность процедур объединения банков различных организационно-правовых форм крупных системообразующих банков. Среди других причин:

■ человеческий фактор;

■ несовместимость корпоративной культуры кредитных организаций, участвующих в процессе реорганизации;

■ отсутствие достаточного опыта у российских коммерческих банков в первую очередь с точки зрения возможных угроз.

Недостаточно провести реорганизацию, необходимо оценить ее результат. Как свидетельствует международный опыт, слияния и поглощения не всегда становятся успешными, более того, они могут вызвать возникновение проблемных банков в ближайшем будущем. Другими словами, недооценка проблемы может привести к негативным последствиям.

Препятствиями при реорганизации могут также являться:

■ негативное отношение руководства и владельцев объекта поглощения (присоединения) к происходящим процессам;

■ отсутствие или непродуманная стратегия реорганизации банка;

■ недостаточное знание объекта присоединения;

■ различие корпоративной культуры;

■ несовместимости информационных систем.

Очевидно, что рассчитывать на успех реализации проекта по реорганизации можно лишь при условии соблюдения принципа добровольности, а не принуждения. В противном случае для присоединяющего банка будет затруднена оценка результатов реорганизации, степени вовлечения в процесс старых собственников и управленцев, противодействие которых может стать главным препятствием.

Страницы: 1 2 3 4

Главное на сайте

Фонды и фондовый рынок

По разнообразию финансовых инструментов и групп участников российский финансовый рынок вполне сопоставим с мировым.

Ипотечное кредитование

В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья посредствам создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, и увеличения объемов жилищного строительства.

Управление рисками в банке

Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, т.к. во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банка, а неудачам в кредитовании сопутствует разорение и банкротство. >>>

Эмиссионная функция Банка России

Эмиссионные операции - это операции по выпуску и изъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – это установлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и металлической монеты. >>>

Виды, формы и функции кредита

Любая система хозяйствования при решении организационно-экономических задач требует привлечения внешних финансовых ресурсов. Все программы реформирования, в конечном итоге, предполагают использование банковского кредита. >>>